канд.филос.наук Елена Павлова - Ф.М.Достоевский. Религия и мораль. Россия
текст песни
40
0 человек. считает текст песни верным
0 человек считают текст песни неверным
канд.филос.наук Елена Павлова - Ф.М.Достоевский. Религия и мораль. Россия - оригинальный текст песни, перевод, видео
- Текст
- Перевод
Лекция по философии к.ф.н., доцент, Павлова Елена Леонидовна.Видеолекция по философии: Ф.М.Достоевский. Ч.1. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский религиозный мыслитель, философствующий и психологизирующий философ, относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания.
Ф.М. Достоевский как философ, прежде всего, религиозный мыслитель. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, и потому все творчество великого русского писателя — это попытка осмыслить бытие Бога на земле и, в первую очередь, в человеке. Поэтому неслучайно основная тема философских исканий Достоевского - тема человека. Знаменитыми стали его слова: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".Перед Достоевским всегда вставал (и в разные периоды по-разному решался) вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его истории. Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты? Эти и многие другие вопросы - стержень духовных исканий Достоевского.А вот - некоторые мысли Ф. Достоевского:"Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту." (Бесы)"В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток." (Братья Карамазовы) "От детей ничего нельзя утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать". (Идиот)"Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих..." (Братья Карамазовы)
Ф.М.Достоевский. часть 2. Религия и мораль в творчестве Ф.М. Достоевского.
"...человек ищет не столько бога, сколько чудес". (Братья Карамазовы)
"Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор." (Бесы)
"Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить." (Бесы)."Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище". (Записки из Мертвого дома)
"Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять."(Бр.Карамазовы)
Ф.М.Достоевский. Ч.3 Проблема России в тв-ве Ф.М.Достоевского.
Для России предопределена особая задача в истории, — в это верили уже славянофилы и Герцен, в это верил и Достоевский, — и высшей точкой в развитии его мыслей о России была его знаменитая "Пушкинская речь".
«Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека. О, у нас есть много знатоков народа нашего между писателями, и так талантливо, так метко и так любовно писавших о народе, а между тем, если сравнить их с Пушкиным, то, право же, до сих пор, за одним, много что за двумя исключениями из самых позднейших последователей его, это лишь "господа", о народе пишущие. У самых талантливых из них, даже вот у этих двух исключений, о которых я сейчас упомянул, нет-нет, а и промелькнет вдруг нечто высокомерное, нечто из другого быта и мира, нечто желающее поднять народ до себя и осчастливить его этим поднятием. В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в нем почти до какого-то простодушнейшего умиления.
Мы не враждебно (как
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) - русский религиозный мыслитель, философствующий и психологизирующий философ, относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания.
Ф.М. Достоевский как философ, прежде всего, религиозный мыслитель. У него никогда не было сомнения в бытии Бога, и потому все творчество великого русского писателя — это попытка осмыслить бытие Бога на земле и, в первую очередь, в человеке. Поэтому неслучайно основная тема философских исканий Достоевского - тема человека. Знаменитыми стали его слова: "Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком".Перед Достоевским всегда вставал (и в разные периоды по-разному решался) вопрос о том, что следует из бытия Божия для мира, для человека и его истории. Человек, каков он в действительности есть, его деятельность и искания могут ли быть религиозно оправданы и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории, мировые страдания могут ли быть религиозно оправданы и приняты? Эти и многие другие вопросы - стержень духовных исканий Достоевского.А вот - некоторые мысли Ф. Достоевского:"Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это все, все! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту." (Бесы)"В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток." (Братья Карамазовы) "От детей ничего нельзя утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать". (Идиот)"Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих..." (Братья Карамазовы)
Ф.М.Достоевский. часть 2. Религия и мораль в творчестве Ф.М. Достоевского.
"...человек ищет не столько бога, сколько чудес". (Братья Карамазовы)
"Человек только и делал, что выдумывал Бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор." (Бесы)
"Бог уже потому мне необходим, что это единственное существо, которое можно вечно любить." (Бесы)."Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище". (Записки из Мертвого дома)
"Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять."(Бр.Карамазовы)
Ф.М.Достоевский. Ч.3 Проблема России в тв-ве Ф.М.Достоевского.
Для России предопределена особая задача в истории, — в это верили уже славянофилы и Герцен, в это верил и Достоевский, — и высшей точкой в развитии его мыслей о России была его знаменитая "Пушкинская речь".
«Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека. О, у нас есть много знатоков народа нашего между писателями, и так талантливо, так метко и так любовно писавших о народе, а между тем, если сравнить их с Пушкиным, то, право же, до сих пор, за одним, много что за двумя исключениями из самых позднейших последователей его, это лишь "господа", о народе пишущие. У самых талантливых из них, даже вот у этих двух исключений, о которых я сейчас упомянул, нет-нет, а и промелькнет вдруг нечто высокомерное, нечто из другого быта и мира, нечто желающее поднять народ до себя и осчастливить его этим поднятием. В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в нем почти до какого-то простодушнейшего умиления.
Мы не враждебно (как
Lecture on philosophy of Ph.D., Associate Professor, Pavlova Elena Leonidovna. Videolectric on philosophy: F.M. Dostoevsky. Part 1. Life and work F.M. Dostoevsky.
Fedor Mikhailovich Dostoevsky (1821-1881) is a Russian religious thinker, a philosophizing and psychologizing philosopher related to the highest achievements of Russian national identity.
F.M. Dostoevsky as a philosopher, first of all, a religious thinker. He never had a doubt about the being of God, and therefore all the work of the great Russian writer is an attempt to comprehend the being of God on earth and, first of all, in man. Therefore, it is no coincidence that the main theme of the philosophical searches of Dostoevsky is the theme of man. His words became famous: "A person is a secret. It must be unraveled, and if you will solve it all my life, do not say that I have lost time; I am engaged in this secret, because I want to be a man." I always got up to Dostoevsky (and in different periods (and in different periods (and in different periods The question of what follows from the being of God for the world, for man and its history was decided in different ways. The person who is in reality is, his activities and searches can be religiously justified and meaningful? Evil in man, evil in history, world suffering can be religiously justified and accepted? These and many other issues are the core of Dostoevsky’s spiritual searches. And here are some thoughts of F. Dostoevsky: “A person is unhappy because he does not know that he is happy; only because this is all, everything! Whoever knows, immediately now becomes happy, this minute. " (Demons) "In fact, sometimes about the" brutal "cruelty of a person are expressed, but it is terribly unfair and insulting for animals: the beast can never be as cruel as a person, as artistic, so artically gesture." (Brothers Karamazovs) "nothing can be concealed from children, under the pretext that they are small and that it is too early for them to know." (Idiot) "The main thing is, do not lie to yourself. The listener lying to himself and his own lies comes to it that he does not distinguish any truth in himself or around, and therefore, enters into disrespect for himself and others. Without respecting. But anyone ceases to love, and in order to not have love, to occupy himself and entertain, he indulges in passions and rude sweets and reaches the vices of his vices ... ”(brothers Karamazov)
F.M.Dostoevsky. Part 2. Religion and morality in the work of F.M. Dostoevsky.
"... a man is looking not so much as God as miracles." (Brothers Karamazovs)
"The man only did what he invented God in order to live without killing himself; this is the whole world history so far." (Demons)
"God is already necessary for me that this is the only creature that can be loved forever." (Demons). "Having lost the goal and hope, a person often turns to the monster with longing." (Notes from a dead house)
“I don’t accept God, you understand this, I do not accept the world created by it, I don’t accept God of God and I can not agree.” (Br. Karamazovs)
F.M.Dostoevsky. Part 3 of the problem of Russia in the TV-V-F.M. Dostoevsky.
For Russia, a special task in history is predetermined - Slavophiles and Herzen already believed in this, Dostoevsky believed in this, and his famous Pushkin’s speech was the highest point in the development of his thoughts about Russia.
“Everywhere Pushkin is heard in the Russian character, faith in his spiritual power, and if faith, therefore, is hope, great hope for a Russian person. Oh, we have many connoisseurs of our people between writers, and so talentedly, so accurately and so lovingly wrote about the people, but meanwhile if you compare them with Pushkin, then, right, still, for one, a lot of things for one. Two exceptions of his latest followers is only “gentlemen” who write about the people. The most talented of them, even these two exceptions that I have now mentioned, no, no, and suddenly something arrogant will flash, something from another life and the world, something wants to raise the people to themselves and make it happy with this rise. In Pushkin, there is just something that has been held together with the people, reaching it almost to some simple-minded tenderness.
We are not hostile (like
Fedor Mikhailovich Dostoevsky (1821-1881) is a Russian religious thinker, a philosophizing and psychologizing philosopher related to the highest achievements of Russian national identity.
F.M. Dostoevsky as a philosopher, first of all, a religious thinker. He never had a doubt about the being of God, and therefore all the work of the great Russian writer is an attempt to comprehend the being of God on earth and, first of all, in man. Therefore, it is no coincidence that the main theme of the philosophical searches of Dostoevsky is the theme of man. His words became famous: "A person is a secret. It must be unraveled, and if you will solve it all my life, do not say that I have lost time; I am engaged in this secret, because I want to be a man." I always got up to Dostoevsky (and in different periods (and in different periods (and in different periods The question of what follows from the being of God for the world, for man and its history was decided in different ways. The person who is in reality is, his activities and searches can be religiously justified and meaningful? Evil in man, evil in history, world suffering can be religiously justified and accepted? These and many other issues are the core of Dostoevsky’s spiritual searches. And here are some thoughts of F. Dostoevsky: “A person is unhappy because he does not know that he is happy; only because this is all, everything! Whoever knows, immediately now becomes happy, this minute. " (Demons) "In fact, sometimes about the" brutal "cruelty of a person are expressed, but it is terribly unfair and insulting for animals: the beast can never be as cruel as a person, as artistic, so artically gesture." (Brothers Karamazovs) "nothing can be concealed from children, under the pretext that they are small and that it is too early for them to know." (Idiot) "The main thing is, do not lie to yourself. The listener lying to himself and his own lies comes to it that he does not distinguish any truth in himself or around, and therefore, enters into disrespect for himself and others. Without respecting. But anyone ceases to love, and in order to not have love, to occupy himself and entertain, he indulges in passions and rude sweets and reaches the vices of his vices ... ”(brothers Karamazov)
F.M.Dostoevsky. Part 2. Religion and morality in the work of F.M. Dostoevsky.
"... a man is looking not so much as God as miracles." (Brothers Karamazovs)
"The man only did what he invented God in order to live without killing himself; this is the whole world history so far." (Demons)
"God is already necessary for me that this is the only creature that can be loved forever." (Demons). "Having lost the goal and hope, a person often turns to the monster with longing." (Notes from a dead house)
“I don’t accept God, you understand this, I do not accept the world created by it, I don’t accept God of God and I can not agree.” (Br. Karamazovs)
F.M.Dostoevsky. Part 3 of the problem of Russia in the TV-V-F.M. Dostoevsky.
For Russia, a special task in history is predetermined - Slavophiles and Herzen already believed in this, Dostoevsky believed in this, and his famous Pushkin’s speech was the highest point in the development of his thoughts about Russia.
“Everywhere Pushkin is heard in the Russian character, faith in his spiritual power, and if faith, therefore, is hope, great hope for a Russian person. Oh, we have many connoisseurs of our people between writers, and so talentedly, so accurately and so lovingly wrote about the people, but meanwhile if you compare them with Pushkin, then, right, still, for one, a lot of things for one. Two exceptions of his latest followers is only “gentlemen” who write about the people. The most talented of them, even these two exceptions that I have now mentioned, no, no, and suddenly something arrogant will flash, something from another life and the world, something wants to raise the people to themselves and make it happy with this rise. In Pushkin, there is just something that has been held together with the people, reaching it almost to some simple-minded tenderness.
We are not hostile (like