Михаил Дунаев. Лекции - Ф. М. Достоевский
текст песни
40
0 человек. считает текст песни верным
0 человек считают текст песни неверным
Михаил Дунаев. Лекции - Ф. М. Достоевский - оригинальный текст песни, перевод, видео
- Текст
- Перевод
В одном письме 1870 года Достоевский писал, что “вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие”. «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла» - такое признание можно прочитать уже в последней записной тетради Федора Михайловича. Не в этих ли словах его - ключ к пониманию всего наследия писателя? Нет сомнения. Здесь ясное указание на путь, и на итог пути, каким он прошел в жизни.
Вне Православия Достоевский постигнут быть не может. Всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей малосмысленна. Конечно, некоторые истины можно извлечь из творческого наследия писателя и вне связи с его подлинной религиозной жизнью — Достоевский для того слишком многоуровневый писатель. Но без скрепляющей всё основы всякое осмысление любой проблемы останется и неполным, и шатким, и ненадёжным.
"Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет — да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь — увенчание здания и уже навеки. ...Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть".
"Идеал красоты человеческой — русский народ". Эти слова Достоевского из подготовительных записей к "Дневнику писателя" за 1881 год (то есть тут итоговое, предсмертное его суждение) — средоточие всего творческого осмысления им народного бытия. Русского бытия. Достоевский отождествлял ведь понятия русский и православный. Даже записал однажды: "...что православное, то русское". И "славянский вопрос" осмыслял через Православие: "В славянском вопросе не славянство, не славизм сущность, а Православие".
Михаил Дунаев ( 1945 — 2008) - профессор Московской Духовной академии, доктор филологических наук
Вне Православия Достоевский постигнут быть не может. Всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей малосмысленна. Конечно, некоторые истины можно извлечь из творческого наследия писателя и вне связи с его подлинной религиозной жизнью — Достоевский для того слишком многоуровневый писатель. Но без скрепляющей всё основы всякое осмысление любой проблемы останется и неполным, и шатким, и ненадёжным.
"Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет — да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь — увенчание здания и уже навеки. ...Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть".
"Идеал красоты человеческой — русский народ". Эти слова Достоевского из подготовительных записей к "Дневнику писателя" за 1881 год (то есть тут итоговое, предсмертное его суждение) — средоточие всего творческого осмысления им народного бытия. Русского бытия. Достоевский отождествлял ведь понятия русский и православный. Даже записал однажды: "...что православное, то русское". И "славянский вопрос" осмыслял через Православие: "В славянском вопросе не славянство, не славизм сущность, а Православие".
Михаил Дунаев ( 1945 — 2008) - профессор Московской Духовной академии, доктор филологических наук
In one letter of 1870, Dostoevsky wrote that "the question that I suffered consciously and unconsciously all my life is the existence of God." “Not like a boy I believe in Christ and confess him, but through a big maid of doubts my posture has passed” - such a confession can be read already in the last notebook of Fedor Mikhailovich. Is it not in these words - the key to understanding the whole heritage of the writer? No doubt. There is a clear indication of the path, and the result of the path that he went in life.
Outside of Orthodoxy, Dostoevsky could not be. Any attempt to explain it from the perspective of not quite intelligible universal values is of little meaningful. Of course, some truths can be extracted from the writer’s creative heritage and outside his genuine religious life - Dostoevsky for that is too multi -level writer. But without that without fastening all the foundations, any comprehension of any problem will remain both incomplete, and shaky, and unreliable.
"The Russian people are all in Orthodoxy and in its idea. He has nothing more in him and he does not need, and he doesn’t need, because Orthodoxy is all. Orthodoxy is the Church, and the Church is the crowning of the building and already forever. ... who does not understand Orthodoxy “He will never understand anything among the people. Moreover, he cannot love the Russian people, but will only love him as he wanted to see him.”
"The ideal of human beauty is the Russian people." These words of Dostoevsky from the preparatory records for the "writer's diary" for 1881 (that is, there is a final, dying of his judgment) - the center of all creative understanding of popular being. Russian being. Dostoevsky identified the concepts of Russian and Orthodox. He even recorded once: "... that Orthodox, then Russian." And the "Slavic question" comprehended through Orthodoxy: "In the Slavic question, it is not Slavism, not Slavism of the essence, but Orthodoxy."
Mikhail Dunaev (1945 - 2008) - professor of the Moscow Theological Academy, Doctor of Philology
Outside of Orthodoxy, Dostoevsky could not be. Any attempt to explain it from the perspective of not quite intelligible universal values is of little meaningful. Of course, some truths can be extracted from the writer’s creative heritage and outside his genuine religious life - Dostoevsky for that is too multi -level writer. But without that without fastening all the foundations, any comprehension of any problem will remain both incomplete, and shaky, and unreliable.
"The Russian people are all in Orthodoxy and in its idea. He has nothing more in him and he does not need, and he doesn’t need, because Orthodoxy is all. Orthodoxy is the Church, and the Church is the crowning of the building and already forever. ... who does not understand Orthodoxy “He will never understand anything among the people. Moreover, he cannot love the Russian people, but will only love him as he wanted to see him.”
"The ideal of human beauty is the Russian people." These words of Dostoevsky from the preparatory records for the "writer's diary" for 1881 (that is, there is a final, dying of his judgment) - the center of all creative understanding of popular being. Russian being. Dostoevsky identified the concepts of Russian and Orthodox. He even recorded once: "... that Orthodox, then Russian." And the "Slavic question" comprehended through Orthodoxy: "In the Slavic question, it is not Slavism, not Slavism of the essence, but Orthodoxy."
Mikhail Dunaev (1945 - 2008) - professor of the Moscow Theological Academy, Doctor of Philology