Музыкальная археология - часть 3
текст песни
54
0 человек. считает текст песни верным
0 человек считают текст песни неверным
Музыкальная археология - часть 3 - оригинальный текст песни, перевод, видео
- Текст
- Перевод
МУЗЫКАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Проблема развития музыкального инструментария всегда была в центре внимания ученых многих стран мира, в том числе и армянских. Этой областью армянской культуры занималась в первую очередь известная скрипачка, профессор Ереванской государственной консерватории, член Международной научной ассоциации музыкальной археологии Анаит Михайловна Цицикян*, чьи научные труды на эти темы появились еще в середине 50-х годов прошлого века. В течение долгих лет она искала истоки происхождения армянских музыкальных инструментов, публикуя статьи на эти темы, выступая с докладами на международных конференциях, в частности, по генезису музыкальной культуры. Кстати, первая международная конференция по генезису музыкальной культуры в конце 80-х годов состоялась именно в Армении. Десятки ученых из разных стран и городов Советского Союза съехались на этот форум, где доклад Анаит Цицикян на тему музыкальной археологии вызвал особый интерес ученых.
Поскольку вопросы, поднятые когда-то замечательным ученым, актуальны и сегодня, мы посчитали нужным вновь обратиться к ее публикации в нашей газете (20 августа 1989г.) и представить вниманию читателей фрагменты из нее.
Приподнять завесу над областью духовной культуры древней Армении, над миром ее музыки и музыкальных инструментов – задача не из легких. Чтобы подступиться к ее решению, следует собрать воедино весь широкий спектр знаний по истории, археологии, этнографии, этномузыкологии, фольклористике, инструментоведению и другим смежным научным дисциплинам. Именно в этих целях совсем недавно при Академии наук республики была создана научная группа «музыкальная археология», руководство деятельностью которой было доверено мне.
Сфера наших работ – исследование музыкальной культуры древней Армении, запечатленной прежде всего в материалах археологических раскопок. То, что мы подразумеваем под музыкальной археологией, – это не только памятники искусства. Это понятие рассматривается в объемном музыкально-историческом плане. Главный объект исследований – национальный инструментарий – одно из сложнейших явлений музыкальной культуры.
К большому сожалению, в республике долго раскачивались, прежде чем осознать необходимость создания этого интересного и актуального научного направления. В трудах наших историков фигурировали археолого-музыковедческие материалы, но серьезной, концептуальной проработке они не подвергались. На состоявшейся конференции был сделан первый шаг к тому, чтобы путем научных осмыслений слить в единое целое все известные материалы и постараться воссоздать объективные процессы генезиса музыкальной культуры Армении, показать ее место и роль, пути непосредственного влияния на музыкальную культуру в целом.
Начнем с самых ранних стадий развития человека. Сопровождалась ли его жизнь музыкой? Неоценимый материал в этом отношении дали наскальные рисунки на горных склонах Армении – Арагаца, Сюника, Ехегнадзора, Сисиана, Вардениса. Со страниц древних каменных летописей прочитывается музыка сюжетов, ритмы, динамика движений, пластика, экспрессия многообразных элементов танца. Танцуя, древний человек отправлял ритуалы поклонения небесным божествам – солнцу, луне, звездам, исполнял в их честь гимнические песнопения, ждал милости и благоволения.
Музыкальный инструментарий первобытного человека был прост, и истоки его надо искать в предметах его обихода. Примером могут служить бронзовые чаши из Кармир блура, найденные археологами в слоях более позднего времени, когда существовало Ванское царство. Эти чаши были найдены сложенными стопкой одна в другую в количестве 97 штук. У древнего человека существовало поверье, что звук и металл обладают сверхъестественной силой, что они имеют небесное происхождение. Вплоть до нашего времени сохранились пришедшие из глубины веков народные обычаи звонить в колокольчики, бубенцы, бить в различные металлические предметы. В данном случае звуковые качества чаш позволяют предположить, что они служили человеку как в качестве ритуальных предметов, так и музыкальных инструментов, с нежно звучащим перезвоном разнонастроенных чаш. Прав
Проблема развития музыкального инструментария всегда была в центре внимания ученых многих стран мира, в том числе и армянских. Этой областью армянской культуры занималась в первую очередь известная скрипачка, профессор Ереванской государственной консерватории, член Международной научной ассоциации музыкальной археологии Анаит Михайловна Цицикян*, чьи научные труды на эти темы появились еще в середине 50-х годов прошлого века. В течение долгих лет она искала истоки происхождения армянских музыкальных инструментов, публикуя статьи на эти темы, выступая с докладами на международных конференциях, в частности, по генезису музыкальной культуры. Кстати, первая международная конференция по генезису музыкальной культуры в конце 80-х годов состоялась именно в Армении. Десятки ученых из разных стран и городов Советского Союза съехались на этот форум, где доклад Анаит Цицикян на тему музыкальной археологии вызвал особый интерес ученых.
Поскольку вопросы, поднятые когда-то замечательным ученым, актуальны и сегодня, мы посчитали нужным вновь обратиться к ее публикации в нашей газете (20 августа 1989г.) и представить вниманию читателей фрагменты из нее.
Приподнять завесу над областью духовной культуры древней Армении, над миром ее музыки и музыкальных инструментов – задача не из легких. Чтобы подступиться к ее решению, следует собрать воедино весь широкий спектр знаний по истории, археологии, этнографии, этномузыкологии, фольклористике, инструментоведению и другим смежным научным дисциплинам. Именно в этих целях совсем недавно при Академии наук республики была создана научная группа «музыкальная археология», руководство деятельностью которой было доверено мне.
Сфера наших работ – исследование музыкальной культуры древней Армении, запечатленной прежде всего в материалах археологических раскопок. То, что мы подразумеваем под музыкальной археологией, – это не только памятники искусства. Это понятие рассматривается в объемном музыкально-историческом плане. Главный объект исследований – национальный инструментарий – одно из сложнейших явлений музыкальной культуры.
К большому сожалению, в республике долго раскачивались, прежде чем осознать необходимость создания этого интересного и актуального научного направления. В трудах наших историков фигурировали археолого-музыковедческие материалы, но серьезной, концептуальной проработке они не подвергались. На состоявшейся конференции был сделан первый шаг к тому, чтобы путем научных осмыслений слить в единое целое все известные материалы и постараться воссоздать объективные процессы генезиса музыкальной культуры Армении, показать ее место и роль, пути непосредственного влияния на музыкальную культуру в целом.
Начнем с самых ранних стадий развития человека. Сопровождалась ли его жизнь музыкой? Неоценимый материал в этом отношении дали наскальные рисунки на горных склонах Армении – Арагаца, Сюника, Ехегнадзора, Сисиана, Вардениса. Со страниц древних каменных летописей прочитывается музыка сюжетов, ритмы, динамика движений, пластика, экспрессия многообразных элементов танца. Танцуя, древний человек отправлял ритуалы поклонения небесным божествам – солнцу, луне, звездам, исполнял в их честь гимнические песнопения, ждал милости и благоволения.
Музыкальный инструментарий первобытного человека был прост, и истоки его надо искать в предметах его обихода. Примером могут служить бронзовые чаши из Кармир блура, найденные археологами в слоях более позднего времени, когда существовало Ванское царство. Эти чаши были найдены сложенными стопкой одна в другую в количестве 97 штук. У древнего человека существовало поверье, что звук и металл обладают сверхъестественной силой, что они имеют небесное происхождение. Вплоть до нашего времени сохранились пришедшие из глубины веков народные обычаи звонить в колокольчики, бубенцы, бить в различные металлические предметы. В данном случае звуковые качества чаш позволяют предположить, что они служили человеку как в качестве ритуальных предметов, так и музыкальных инструментов, с нежно звучащим перезвоном разнонастроенных чаш. Прав
The musical instrumental of primitive man was simple, and the origins should be sought in the subjects of His everyday. An example is the bronze bowls from Karmir Blura, found by archaeologists in layers of a later time, when there was a Van Kingdom. These bowls were found folded one to another in the number of 97 pieces. The ancient person existed believing that the sound and metal had supernatural strength that they have celestial origins. Up to our time, folk customs who came from the depths of centuries were preserved to call the bells, tambourins, beat into various metal objects. In this case, the sound qualities of cups suggest that they served a person both as ritual items and musical instruments, with a gently sounding chime of multi-table cups. Right