П. Вайдман, И. Вишневский - Загадки личности и творчества П.И.Чайковского
текст песни
50
0 человек. считает текст песни верным
0 человек считают текст песни неверным
П. Вайдман, И. Вишневский - Загадки личности и творчества П.И.Чайковского - оригинальный текст песни, перевод, видео
- Текст
- Перевод
Полина Вайдман: "Музыка Чайковского охватывает всю жизнь человека, все моменты человеческой жизни: рождение, детство, юность человека, взросление, поиск нравственных идеалов, философских смыслов, поиски миропонимания, осознания себя в мире… и смерть. То есть, что человеку свойственно ощущать, понимать и переживать, всё-всё это преломлено сквозь душу Чайковского и претворено в музыку. Чайковского называют часто «клинским отшельником». И это верно отчасти. Как верно и то, что Чайковский был открыт жизни, интересовался событиями социальными и политическими, принимал в своих клинских домах не только друзей, но и жителей Клинского уезда. В музее хранится шесть тысяч писем, которые получил и прочитал в своей жизни Чайковский, и ещё шесть тысяч – ответов Чайковского на письма. Музыка Чайковского, как и его жизнь, необычайно сердечна и потому захватывает сокровенные человеческие струны.. И потому, кто бы не попадал в мир музыкальных образов Чайковского, он оказывается в его плену.
Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» - это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка".
Иван Вишневский: "Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.
Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось - Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.
Ведь тогда в музыкальной жизни России главенствовала западная музыка. И сейчас, если мы включим «Орфей» или походим на концерты, то можем увидеть, что главные отечественные композиторы – это Моцарт, Верди, но не русские музыканты. И Чайковский принадлежал к лагерю западников, чьим знаменем были основатели консерваторий братья Рубинштейны. А консерватория – это абсолютно западная форма музыкального обучения. И отношение к консерваториям у тогдашних русских людей было примерно такое же, как сегодня у нас к Болонской системе образования.
Кроме того, Пётр Ильич Чайковский отличался на редкость дурным художественным вкусом. Его произведения носят печать некого сентиментального романса, причём грязновато-кабацкого толка. Даже если взять только тексты, например: «Нет, только тот, кто знал свидания жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду» - это такой низкий уровень поэзии, что если бы к этим текстам прикоснулся любой другой композитор, его бы музыковеды и слушатели солидарно растоптали.
И вместе с тем, я утверждаю в унисон со всеми другими меломанами, что Чайковский - гений. Парадоксальным образом, его собственные пороки претворялись в гениальную исповедальную музыку, что особенно проявилось в 6-й симфонии, где он будто исповедуется не перед священником, а перед целым миром. И некоторая пошловатость его мотивов парадоксальным образом становится какой-то личной исповедальностью. Объяснить это невозможно с точки зрения логики. Просто, что называется, в нём дышал Святой Дух. Его западничество вдруг исчезало и появлялись настоящие шедевры, когда мы понимаем, что только русский композитор, притом конкретной исторической эпохи, мог сочинить, допустим, «Пиковую даму».
К сожалению, в XXI веке недруги России используют Чайковского как некое знамя. И в плане обстоятельств личной жизни, и в декларируемом западничестве… Поэтому мы видим, что не самый круглый юбилей Чайковского отмечается широко и с помпой, а столетие не менее гениального Свиридова абсолютно забыто государством и обществом. Как мне представляется, мы не должны отдавать Чайковского на откуп тем, кто пытается превратить его покаяние перед Богом в похвальбу перед бесами.
Мне бы хотелось, чтобы в будущем имя Петра Ильича Чайковского связывалось не с гей-клубами – это очень неправильно, но с его громадно
Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» - это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка".
Иван Вишневский: "Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.
Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось - Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.
Ведь тогда в музыкальной жизни России главенствовала западная музыка. И сейчас, если мы включим «Орфей» или походим на концерты, то можем увидеть, что главные отечественные композиторы – это Моцарт, Верди, но не русские музыканты. И Чайковский принадлежал к лагерю западников, чьим знаменем были основатели консерваторий братья Рубинштейны. А консерватория – это абсолютно западная форма музыкального обучения. И отношение к консерваториям у тогдашних русских людей было примерно такое же, как сегодня у нас к Болонской системе образования.
Кроме того, Пётр Ильич Чайковский отличался на редкость дурным художественным вкусом. Его произведения носят печать некого сентиментального романса, причём грязновато-кабацкого толка. Даже если взять только тексты, например: «Нет, только тот, кто знал свидания жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду» - это такой низкий уровень поэзии, что если бы к этим текстам прикоснулся любой другой композитор, его бы музыковеды и слушатели солидарно растоптали.
И вместе с тем, я утверждаю в унисон со всеми другими меломанами, что Чайковский - гений. Парадоксальным образом, его собственные пороки претворялись в гениальную исповедальную музыку, что особенно проявилось в 6-й симфонии, где он будто исповедуется не перед священником, а перед целым миром. И некоторая пошловатость его мотивов парадоксальным образом становится какой-то личной исповедальностью. Объяснить это невозможно с точки зрения логики. Просто, что называется, в нём дышал Святой Дух. Его западничество вдруг исчезало и появлялись настоящие шедевры, когда мы понимаем, что только русский композитор, притом конкретной исторической эпохи, мог сочинить, допустим, «Пиковую даму».
К сожалению, в XXI веке недруги России используют Чайковского как некое знамя. И в плане обстоятельств личной жизни, и в декларируемом западничестве… Поэтому мы видим, что не самый круглый юбилей Чайковского отмечается широко и с помпой, а столетие не менее гениального Свиридова абсолютно забыто государством и обществом. Как мне представляется, мы не должны отдавать Чайковского на откуп тем, кто пытается превратить его покаяние перед Богом в похвальбу перед бесами.
Мне бы хотелось, чтобы в будущем имя Петра Ильича Чайковского связывалось не с гей-клубами – это очень неправильно, но с его громадно
And at the same time, I argue in unison with all other music lovers that Tchaikovsky is a genius. Paradoxically, his own vices have implemented in brilliant confessional music, which was especially manifested in the 6th Symphony, where he was not confessed before the priest, but before the whole world. And some vulgarity of his motives paradoxically becomes some kind of personal confession. It is impossible to explain this in terms of logic. Just what is called, in it breathing the Holy Spirit. His Westerns suddenly disappeared and real masterpieces appeared when we understand that only the Russian composer, moreover, a particular historical era could compose, let's say "peak lady."
Unfortunately, in the XXI century, Russia's enemies use Tchaikovsky as a kind of banner. And in terms of the circumstances of the personal life, and in the declared Westernity ... Therefore, we see that not the earliest anniversary of Tchaikovsky is noted widely and with POMPEY, and the century no less ingenious Sviridov is absolutely forgotten by the state and society. It seems to me that we should not give Tchaikovsky to the deposit of those who try to turn his repentance before God in the praise in front of demons.
I would like the name of Peter Ilyich Tchaikovsky in the future not with gay clubs - it is very wrong, but with his enormous
Unfortunately, in the XXI century, Russia's enemies use Tchaikovsky as a kind of banner. And in terms of the circumstances of the personal life, and in the declared Westernity ... Therefore, we see that not the earliest anniversary of Tchaikovsky is noted widely and with POMPEY, and the century no less ingenious Sviridov is absolutely forgotten by the state and society. It seems to me that we should not give Tchaikovsky to the deposit of those who try to turn his repentance before God in the praise in front of demons.
I would like the name of Peter Ilyich Tchaikovsky in the future not with gay clubs - it is very wrong, but with his enormous