Прп. Иоанн Лествичник - О безумной гордости
текст песни
21
0 человек. считает текст песни верным
0 человек считают текст песни неверным
Прп. Иоанн Лествичник - О безумной гордости - оригинальный текст песни, перевод, видео
- Текст
- Перевод
СЛОВО 23
О безумной гордости
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).
Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати.
Высокомудрый монах сильно прекословит; смиренномудрый же не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.
Не преклоняется кипарис, и не стелется по земле: так и монах высокосердый не может иметь послушания.
Высокоумный человек желает начальствовать; да иначе он и погибнуть совершенно не может, или правильнее сказать, не хочет.
Бог гордым противится (Иак. 4, 6): кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его?
Наказание гордому - его падение, досадитель - бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно [1] .
Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.
Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?
Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с городстию; воззваша ко Господу и не услыша их (Пс. 17, 42), без сомнения потому. что не отсекали причин того, против чего молились.
Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты не горд, как не тем, что говоришь: я не горд».
Таковы весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительства, и чтение о сверхъестественных подвигах св. отцов. Может быть, хотя чрез это, сии недугующие получат малую надежду ко спасению.
Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.
Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13).
Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба.
Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела, или мученика, преподает им откровение таинств, и как бы дар дарования, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.
Если бы мы и бесчисленные смерти за Христа претерпели, то и тогда не исполнили бы должного; ибо иное есть кровь Бога, а иное кровь рабов, по достоинству, а не по существу.
Если не перестанем сами себя испытывать, и сравним житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцов и светил; то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества. ни обета своего, как должно не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении.
Монах собственно есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела.
Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей.
Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали.
Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, какой другие к страстям.
Монах есть непрестанный свет в очах сердца.
Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.
От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия.
Гордость есть крайнее убож
О безумной гордости
Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).
Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати.
Высокомудрый монах сильно прекословит; смиренномудрый же не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.
Не преклоняется кипарис, и не стелется по земле: так и монах высокосердый не может иметь послушания.
Высокоумный человек желает начальствовать; да иначе он и погибнуть совершенно не может, или правильнее сказать, не хочет.
Бог гордым противится (Иак. 4, 6): кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его?
Наказание гордому - его падение, досадитель - бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно [1] .
Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.
Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?
Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с городстию; воззваша ко Господу и не услыша их (Пс. 17, 42), без сомнения потому. что не отсекали причин того, против чего молились.
Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый же старец возразил: «Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты не горд, как не тем, что говоришь: я не горд».
Таковы весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительства, и чтение о сверхъестественных подвигах св. отцов. Может быть, хотя чрез это, сии недугующие получат малую надежду ко спасению.
Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.
Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13).
Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба.
Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела, или мученика, преподает им откровение таинств, и как бы дар дарования, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.
Если бы мы и бесчисленные смерти за Христа претерпели, то и тогда не исполнили бы должного; ибо иное есть кровь Бога, а иное кровь рабов, по достоинству, а не по существу.
Если не перестанем сами себя испытывать, и сравним житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцов и светил; то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества. ни обета своего, как должно не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении.
Монах собственно есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела.
Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей.
Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали.
Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, какой другие к страстям.
Монах есть непрестанный свет в очах сердца.
Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.
От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия.
Гордость есть крайнее убож
If we and countless deaths for Christ have undergone, then we would not have fulfilled the due; For another is the blood of God, and other blood of slaves, to dignity, and not essentially.
If we do not stop testing ourselves, and we will compare our life with the life before us former St. Fathers and luminaries; We will find that we have not yet entered the path of true asceticism. Neither the vow, as it should not be fulfilled, but we are still in the worldly dispensation.
The monk actually is one who has an involuntary eye of the soul and the real estate of the body.
The monk is one who invisible adversaries, even when they run away from him, calls for abuse and annoying like animals.
The monk is one who is in continuous admiration for the mind to God and saving sadness.
The monk is one who has such a skill to virtues as others to passions.
The monk is unceasing light in the eyes of the heart.
The monk is an abyss of humility, into which he abeduated and in which he sank all evil spirit.
From pride, the sinning is forgotten; And the memory of them is a stroke of humble wiser.
Pride is extreme
If we do not stop testing ourselves, and we will compare our life with the life before us former St. Fathers and luminaries; We will find that we have not yet entered the path of true asceticism. Neither the vow, as it should not be fulfilled, but we are still in the worldly dispensation.
The monk actually is one who has an involuntary eye of the soul and the real estate of the body.
The monk is one who invisible adversaries, even when they run away from him, calls for abuse and annoying like animals.
The monk is one who is in continuous admiration for the mind to God and saving sadness.
The monk is one who has such a skill to virtues as others to passions.
The monk is unceasing light in the eyes of the heart.
The monk is an abyss of humility, into which he abeduated and in which he sank all evil spirit.
From pride, the sinning is forgotten; And the memory of them is a stroke of humble wiser.
Pride is extreme