ABC

Эдисон Денисов - Живопись
текст песни

22

0 человек. считает текст песни верным

0 человек считают текст песни неверным

Эдисон Денисов - Живопись - оригинальный текст песни, перевод, видео

«Живопись» для большого оркестра, op. 36 (1970)

дир. Г. Рождественский
___________________
Это одно из самых важных для меня сочинений по многим причинам, но главная, что, в принципе, это первое моё самостоятельное сочинение для оркестра, написанное после консерватории.

«Живопись» во многом связана с замечательным художником Борисом Георгиевичем Биргером. Поначалу у меня была даже определённая «живописная программа». У Биргера есть целая серия картин — «Натюрморты». Так вот, одна из них и легла в основу программы «Живописи», её первых страниц. Центр — это так называемая «Красная комната». Эта картина была им задумана как изображение комнаты, в которую из-под двери течёт кровь и вся комната буквально заливается страшным зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть — это тот же образ крови, разрушения всего лучшего, что было в нашем искусстве полностью разрушено грязными руками всяких партийных руководителей, но в конце пьесы всё равно возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ другого его полотна, которое мне дико хотелось иметь, оно называлась «Обнажённая». Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали. Здесь у меня, практически, 52 голоса, причём только струнных в высоких октавах и с самыми мягкими оттенками типа пианиссимо, дольчиссимо, с сурдиной и так далее.

В моей «Живописи» в самом начале только чистые краски, и потом краски начинают смешиваться, микстура достигает такого уровня, когда звуковая ткань обретает новое качество — появляется тот цвет, которого ты не знаешь, не можешь его классифицировать, не можешь определить никоим образом, то есть происходит образование совершенно нового для тебя скопления разных красок — возникает неожиданный качественный слом тембровой структуры, цветовой структуры. Вся ткань образует мощные tutti, но при этом расщеплена на массу, на огромное количество мелодических линий. Эти линии как будто различные «импровизации», различные варианты на одну и ту же тему.
— Здесь есть сходство с какой-то почти подголосочной полифонией, но существующей в крайне узком звуковом пространстве.
— Да, здесь что-то напоминает гетерофонию старого православного песнопения. Но здесь же есть и моменты, когда ткань начинает как бы расщепляться на отдельные неконтрастирующие друг другу сольные линии инструментов, то есть общая краска то уплотняется, то разряжается, и, конечно, такую полифонию воспринять как сочетание отдельных самостоятельных голосов, практически, невозможно. Это то, что наши музыковеды называют теперь «сверхмногоголосием». Это особая краска. Она вся во внутреннем движении, она всё время меняет свои оттенки, но общий тон её при этом один и тот же, то есть она и динамична, и статична в одно и то же время. Число голосов варьируется в очень большом диапазоне: свыше 20-30 голосов. Масса голосов, ритмически здесь полностью предоставленная сама себе — никаких тактовых черт.

И как у Биргера, где всё стянуто к какому-то изображению, образу, лежащему в самом центре картины, так и в моей «Живописи» всё стягивается вокруг неожиданно появляющейся и звучащей как мелодия 12-тоновой темы (она идёт у 3 тромбонов в унисон).

И если начало движения к этому центру — это одинокий, немножко печальный голос низкой флейты, который открывает всё сочинение, то конец, его кода — это уже уход от центра, уход от сложнейшей насыщенной поликраски к очень мягким почти прозрачным тонам. Здесь происходит то, что вы могли бы видеть при работе с акварелью на влажной ткани: сначала плотное цветовое пятно, а потом оно начинает постепенно исчезать — расползается по материалу.

Начало коды — совершенно точно обозначено появлением челесты с 11-тоновой последовательностью. Эта последовательность здесь неизменно повторяется, в то время как вся остальная ткань непрерывно меняется. Для меня это как знак «прощания».
"Painting" for a large orchestra, OP. 36 (1970)

Dir. G. Rozhdestvensky
___________________
This is one of the most important works for me for many reasons, but the main thing, which, in principle, is my first independent essay for the orchestra, written after the conservatory.

“Painting” is largely connected with the wonderful artist Boris Georgievich Birger. At first, I even had a certain “picturesque program”. Birger has a whole series of paintings - "still lifes." So, one of them formed the basis of the “Painting” program, its first pages. The center is the so -called "red room". This picture was conceived by him as an image of a room in which blood flows from under the door and the whole room is literally filled with a terrible ominous red light. And in my “painting”, the central part is the same image of blood, the destruction of all the best that was completely destroyed by the dirty hands of all kinds of party leaders, but at the end of the play, quiet and tender music, very beautiful, but a little like a little as a play. As if cold. This is the image of his other canvas, which I wildly wanted to have, it was called "naked." This, of course, is no illustration. This is only an image of tenderness, a slightly cold image of detached sadness. Here I have, almost 52 votes, and only strings in high octaves and with the softest shades such as Pianissimo, Dolchissimo, with surdina and so on.

In my “painting” at the very beginning, only clean paints, and then the colors begin to mix, the mixing reaches a level when the sound fabric gains a new quality - the color that you do not know, you cannot classify, you cannot determine in any way, in no way, That is, the formation of a completely new accumulation of different colors for you occurs - there is an unexpected high -quality breakdown of the timbre structure, color structure. The whole fabric forms powerful tutti, but at the same time split into mass, into a huge number of melodic lines. These lines seem to be different “improvisations”, various options on the same topic.
-There is a resemblance to some almost echoing polyphony, but existing in an extremely narrow sound space.
-Yes, here something resembles a heterophony of old Orthodox chant. But there are also moments when the fabric begins to break down into separate solo lines of the tools, that is, the total paint is compacted or discharged, and, of course, it is practically impossible to perceive such polyphony as a combination of individual independent voices. This is what our musicologists now call “super -minute”. This is a special paint. She is all in the internal movement, she always changes her shades, but her general tone is the same, that is, she is both dynamic and static at the same time. The number of votes varies in a very large range: over 20-30 votes. A lot of voices, rhythmically fully provided to itself - no clock traits.

And as in Birger, where everything is tightened to some image, the image lying in the very center of the picture, and in my “painting” everything is pulled around around the 12-ton theme unexpectedly appearing and sounding like a melody (it goes in 3 thrombones in unison ).

And if the beginning of movement to this center is a lonely sad, sad voice of a low flute, which opens the whole composition, then the end, its code is already leaving the center, leaving from the most complicated saturated polyrashabin to very soft almost transparent tones. Here, what you could see when working with watercolors on a wet fabric: first a dense color spot, and then it begins to gradually disappear - spreads through the material.

The beginning of the codes-is absolutely precisely indicated by the appearance of a shift with a 11-ton sequence. This sequence here is invariably repeated, while the rest of the fabric is constantly changing. For me it is like a sign of "goodbye".

Другие песни исполнителя:

Все тексты Эдисон Денисов

Верный ли текст песни?  Да | Нет