ABC

Народні Думи - Отаман Матяш старий
текст песни

58

0 человек. считает текст песни верным

0 человек считают текст песни неверным

Народні Думи - Отаман Матяш старий - оригинальный текст песни, перевод, видео

«Отаман Матяш старий» — дума про досвідченого воїна та необстрілених козаків.

Образ отамана Матяша — збірний, епічний. Його як досвідченого старого воїна дума протиставляє легковажній необстріляній молоді — бравославцям-небувальцям. Словом «бравославці» тут означено молодих козаків, що хизувалися своїм становищем, красувалися (бравий — гарний, красивий) козацькою славою, хоч ще й не мали для цього достатніх підстав.

Історія записів
Відомий єдиний запис думи, опублікований Павлом Житецьким за рукописом «Повести малороссийские числом 16. Списаны из уст слепца Ивана, лучшего рапсодия, которого застал я в Малороссии в начале XIX в.» в кн.: Мысли о народных малорусских думах. К., 1893, с. 238—240. Прізвища записувача і досі не вдалося встановити, а рапсодієм Іваном був, очевидно, відомий кобзар Іван Стрічка.

Одна з копій «Повестей» позначена 1805 p. Записувач дум надав ряду слів російських форм, проте лексика зберігається повністю. У третьому від кінця рядку в дужках подано нерозбірливо написане слово, яке П. Житецький прочитав як «лицаря да».
Деякі мотиви цього твору перегукуються з думою про Івася Коновченка.

* Самара — Бог — річка Савранка, притока Південного Бугу.
* Семенів козацький ріг. На карті 1779 р. — один з півостровів у Південно-Бузькому лимані, при впадінні його в Дніпровський лиман (нині в Білозерському районі, Херсонської обл.).
* Долина Кайнарськая — можливо, долина при впадінні річки Савранки в р. Південний Буг
_________________________________________

На усті Самари — Богу,
Семенова козацького рогу,
Усі поля самарськії пожарами погоріли;
Тільки два терни-байраки не горіли.
Що під собою гостей великих іміли:
Там пробувало дванадцять козаків
Бравославців-небувальців,
Між ними був отаман Матяш старенький.
Стали козаки вечора дожидати,
Стали терновії огні розкладати,
Стали по чистому полю коні козацькії пускати,
Стали козацькії сідла од себе далеко одкидати,
Стали козацькії семип’яднії пищалі поза кущами ховати.
Отамане Матяш старенький тоє зачуває,
Словами промовляє:
«Козаки, панове-молодці!
Не безпечно ви майте, —
Козацьких коней із припона не пускайте,
Сідла козацькії під голови покладайте,
Бо се долина Кайнарськая,
Недалече тут земля татарськая».
Тогда козаки з отамана Матяша насміхали:
«Десь ти, отамане,
Матяшу старенький,
Між козаками не бував,
Десь ти козацької каші не їдав,
Десь ти козацьких звичаїв не знав,
Що ти нам, козакам-бравославцям,
Великий страх задав».
Тогда отаман Матяш од них далеко одступав,
Терновий огонь розкладав,
Коня свого козацького осідлав.
Біля себе припинав.
То саме вночі, заждав малую годинку.
Невелику часинку —
Як не буйні вітри повівали, —
Як турки-яничари з чистого поля в долину припали,
Дванадцять козаків
Бравославців-небувальців
В полон забрали.
Отаман Матяш старенький на доброго коня сідав.
Шість тисяч турок-яничар побіждає,
Бравославців-небувальців із полону одбиває
Ще й словами промовляє:
«Козаки бравославці-небувальці!
На коні козацькії сідайте,
М’ні, старому, помочі давайте!»
Тогда козаки на коні сідали,
Чотири тисячі безбожних бусурманів побіждали,
Сребро і злото турецькеє од них забирали,
До города Січі швиденько поспішали,
В городі Січі безпечно себе мали,
Серебро і золото турецькеє между собою розділяли,
За отамана Матяша господа бога прохали:
«Десь твоя мати в небі пресвятилась,
Що тебе (лицаря да) породила,
Що ти в чистім полі пробував
І з нас, бравославців-небувальців,
Ні одного козака із війська не утеряв»
«Атаман Матяш старый» - Дума опытного воина и неудачных казаков.

Изображение Otaman Mathash является предварительным, эпором. В качестве опытного старого воина Дума выступает против легкомысленной нелетующей молодежи - до бравеланско-неприродок. Слово «Bravlers» здесь - молодые казаки, которые были азартными по их позиции, утонули (коричневая - красивая, красивая) казачья слава, хотя у них не было достаточных оснований для этого.

История записей
Хорошо известный единственный рекорд Думы, опубликованный Павлом Житецким рукописью «для создания небольшого числа 16. выписывания в устье слеппца Ивана, изнасилование изнасилования, крупного рогатого скота от алитеров в начале XIX век. В книге: трудности о небольшом мышлении народа. К., 1893, с. 238-240. Название рекордера и еще не было установлено, а Rappsodium Ivan был явно известен лентой Kobzar Ivan.

Один из копий «порывов» маркируется 1805 с. Рекордер Думы предоставил ряд слов российских форм, но словарь полностью. В третьем, с конца линии в скобках, неразборчиво написанное слово, которое П. Житомти читается как «рыцарь DA».
Некоторые мотивы этой работы перемещены с духом Ивана Коноваченко.

* Самара - Бог - река Саврэнк, приток южного жука.
* Сперму казачья RIH. На карте 1779 года - один из полуостровов в Южном жуком Лиммене, когда он попадает в Днепр Лиман (сейчас в Белозерском районе, Херсонской области).
* Кайнарная долина - возможно, долина при выходе из реки Савранка в южном жуком
_________________________________________

На Самаре - Бог,
Семенова казачий рог,
Все поля Самары Пожэн - меч;
Только два шипа-бирака не сожжены.
Каковы годы великих смилений:
Там попробовали двенадцать казаков
Бравиливлов-Невел,
Между ними была Атаман Матяш старый.
Стальные казаки вечером жить,
Стал мебелью Терно, чтобы разложить,
Стал на чистом поле козацки лошади
Стал казачьим седлом для себя далеко,
Стал казачьим семимерным гранулами за пределами кустарников, чтобы спрятаться.
Atamane Matyash старая женщина чувствует,
Слова говорят:
«Казаки, джентльмены!
Не благополучно у вас есть, -
Казачьи лошади от припоя не позволяют,
Казачья седла под головами,
Для долины CE Kaynary,
Недалеко от татарской земли ».
Тогд казаки из Отамана Маташ издевался:
"Где вы атамане,
Матем старше,
Между казаками не посетили,
Где-то ты казачья каша не ел,
Где-то вы казачья обычаи не знали,
Что вы нам, казаки-бравлаваны,
Большой страх спросил. "
Тогдата Атаман Матяшо из них далеко за пределами,
Терно пожарный забил,
Лошадь его казачьего седла.
Рядом с собой остановился.
Это ровно ночь, он нарисовал картину часы.
Небольшое время -
Как не принес правление ветров -
Как турки-яничары из чистого поля в долине упали,
Двенадцать казаков
Бравиливлов-Невел
Захвачен.
Ataman Matyash Старик сел на хорошую лошадь.
Шесть тысяч дисков газон-яйцев,
Bravlavans-nevel от плена
Также слова говорят:
«Казаки Бравлавлер-Невельс!
На казачье лошади садятся,
Мно, старый, Идай давай!
Тогид казаки на лошади сидели,
Четыре тысячи злых бустеров пробурены,
Сребро и зло турецкого были забраны,
В город Сич быстро спешит,
В городе Сич они были в безопасности,
Серебряный и золотой турецкий общение были разделены,
Для Атамана Маташ Лорд Бог спросил:
«Где-то твоя мать была назначена на небесах,
Что ты привел к вам,
Что ты в чистом поле пробовал
И от нас, Брейлополовары - это непроверенные,
Никто из одного казачества из войск »

Другие песни исполнителя:

Все тексты Народні Думи

Верный ли текст песни?  Да | Нет