ABC

пастор Назаров Дмитрий Андреевич - 16 ОКТЯБРЯ 2016 СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.
текст песни

8

0 человек. считает текст песни верным

0 человек считают текст песни неверным

пастор Назаров Дмитрий Андреевич - 16 ОКТЯБРЯ 2016 СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ. - оригинальный текст песни, перевод, видео

16 ОКТЯБРЯ 2016 СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.
Сегодня я хочу предложить вам продолжить рассуждать о том, как Бог отвечает на наши молитвы. В прошлый раз мы говорили, что хотя Сам Господь учит нас просить с верой и ожидать получить просимое: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Мф. 7:7-8, мы, тем не менее, должны преодолеть внутри себя определённые барьеры, чтобы научиться так поступать. Мы говорили о двух таких барьерах – первое это Божественный ответ на Его условиях, Он облекает дело тайной, а мы «открываем», находим его и второе это наше ощущение собственной «недостойности» того, чтобы просить что-то у Бога, которое преодолевается верой в Слово Божье, говорящее, что Он, Иисус Христос Достоин, а мы сокрыты в Нём и имеем по вере Его достоинство. Сегодня хочу предложить вам подумать, как мы преодолеваем ещё один серьёзный барьер – это наша память. Мы с детства больше запоминаем плохое, нежели хорошее. Именно травмы, раны и огорчения заполняют нашу память и конечно это мешает нам понимать Божьи ответы, мешает их обнаруживать. В понедельник брат Юра Гордеев поделился со мной своими переживаниями после встречи с теми, кто был в нашей церкви и покинул её. Они пребывают в огорчении на то, как к ним отнеслись здесь и это конечно меня опечалило. Но когда я стал размышлять об этом пред Богом, то Он обратил моё внимание на то, что я вспоминаю об этих людях, я как бы со стороны увидел, что я сам вспоминаю то, что не созидает отношения, вспоминаю то, за что давно покаялся и верю, что прощен. Но их огорчение как будто снова меня возвращает к старым ранам, которые мы наносили друг другу, что-то проходя вместе. Конечно в идеале лучше не наносить друг другу ран вовсе, но проживая что-то вместе мы ранимся о «необрезанность» друг друга и это часть жизни вообще и так же часть (не лучшая) жизни церкви. Однако Господь врачует, исцеляет эти раны, и мы можем идти дальше вместе, если приходим к Нему за исцелением. Но наша память, её свойство фиксировать внимание на ранах души является тем барьером, который необходимо научиться преодолевать, чтобы хранить себя, хранить сердце своё в исцеленном состоянии. И враг прилагает немало усилий к тому, чтобы огорчения помешали нам оказаться там, где нам надлежит быть. Это произошло, например с Моисеем, как говорит Псалмопевец: И Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. Пс. 105:32-33. В огорчённом состоянии мы становимся духовно недееспособны, наши молитвы становятся монологом, мы теряем способность слышать Господа и это цель врага, привести нас в это состояние. Поэтому Ап. Павел научился преодолевать в себе самом эту склонность памяти к запоминанию огорчений, как он сам свидетельствует: Нас огорчают, а мы всегда радуемся; 2 Кор. 6:10. Друзья, чтобы что-то преодолевать сначала необходимо это обнаружить и распознать в обнаруженном не союзника, но противника. Если мы живём и просто принимаем свою память как «данность», то мы даже не поймём, когда она «подсунет» нам повод к огорчению. Но я верю, что мы можем размышлять над нашими воспоминаниями и «фильтровать» их. В заглавие этой проповеди я вынес то, что пишут обычно на памятниках: «Светлая память». И мы знаем, что традиции нашего народа по поводу умерших таковы, что о них говорят либо хорошее, либо ничего. И этому можно научиться. Но мы с вами, если мы верим во Христа, в соответствии с Божьим Словом так же полностью подходим под эту категорию: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Кол. 3:3. Поэтому и нам, следуя этой доброй народной традиции следует научиться, приучить себя вспоминать друг о друге либо хорошее, либо ничего! И возвращаясь к описываемой мной ситуации, когда ко мне подступило огорчение, я получил от Бога вопрос-подсказку: «А что доброго было в ваших отношениях»? И я стал (сначала с трудом) вспоминать о том добром, что там было. И оказалось, что этого доброго довольно много, и даже если его было бы мало, то я всё равно не должен пытаться «взвешивать», что перевесит, доброе или то, что вызвало во мне огорчение. Если я делаю так, если я «взвешиваю», то я сам создаю внутри себя те самые «кривые» весы, которые ненавидит Бог: Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро. Прит. 20:23. Как только я начиню «гонять» внутри моей памяти какое-то огорчительное воспоминание, оно начинает «набирать вес» и становится той самой гирей, которая утянет меня на дно депрессии! Именно поэтому Бог, прощая нас лично и научает нас распространять это совершенное прощение друг на друга, чтобы «стереть», уничтожить всякую возможность огорчениям разрушать наши души и наши отношения. Но привычка, это свойство памяти, «выхватывать» из всего массива событий и переживаний именно то, что причинило нам боль, как рефлекторное, неосознанное действие, остаётся внутри нас очень долго (не хочу говорить пожизненно). И если мы это за собой учимся замечать, если мы реагируем и не пр?
Today I want to invite you to continue to think about how God answers our prayers. Last time we said that although the Lord Himself teaches us to ask with faith and expect to receive what we ask: Ask, and it will be given to you; seek and you will find; knock, and it will be opened to you; For everyone who asks receives, and he who seeks finds, and to him who knocks it will be opened. Matt. 7:7-8, we must, however, overcome certain barriers within ourselves in order to learn to do this. We talked about two such barriers - the first is the Divine answer on His terms, He clothes the matter with mystery, and we “open”, find it, and the second is our feeling of our own “unworthiness” to ask something from God, which is overcome by faith into the Word of God, which says that He, Jesus Christ, is worthy, and we are hidden in Him and have His dignity by faith. Today I want to invite you to think about how we overcome another serious barrier - our memory. Since childhood, we remember more bad things than good things. It is trauma, wounds and grief that fill our memory and, of course, this prevents us from understanding God’s answers and prevents us from discovering them. On Monday, Brother Yura Gordeev shared with me his experiences after meeting with those who were in our church and left it. They are upset about how they were treated here and this of course saddened me. But when I began to think about this before God, He drew my attention to the fact that I was remembering these people, as if from the outside I saw that I myself was remembering something that did not build relationships, I was remembering something for which I had long ago repented and I believe that I am forgiven. But their grief seems to bring me back to the old wounds that we inflicted on each other, going through something together. Of course, ideally it is better not to inflict wounds on each other at all, but when living something together we are wounded by each other’s “uncircumcision” and this is part of life in general and also part (not the best) of the life of the church. However, the Lord heals, heals these wounds, and we can move on together if we come to Him for healing. But our memory, its ability to fix attention on the wounds of the soul, is the barrier that we must learn to overcome in order to preserve ourselves, to keep our heart in a healed state. And the enemy makes a lot of efforts to ensure that grief prevents us from being where we should be. This happened, for example, with Moses, as the Psalmist says: And Moses suffered for them, for they grieved his spirit, and he sinned with his lips. Ps. 105:32-33. In a grieved state, we become spiritually incapacitated, our prayers become a monologue, we lose the ability to hear the Lord and this is the goal of the enemy, to bring us to this state. Therefore Ap. Paul learned to overcome in himself this tendency of memory to remember sorrows, as he himself testifies: We are grieved, but we always rejoice; 2 Cor. 6:10. Friends, in order to overcome something, you first need to discover it and recognize in what is discovered not an ally, but an adversary. If we live and simply accept our memory as a “given”, then we will not even understand when it “slips” us into a reason for grief. But I believe that we can reflect on our memories and “filter” them. In the title of this sermon I put what is usually written on monuments: “Blessed Memory.” And we know that the traditions of our people regarding the dead are such that they say either good things about them or nothing. And this can be learned. But you and I, if we believe in Christ, according to God's Word, we also fully fit into this category: For you are dead, and your life is hidden with Christ in God. Col. 3:3. Therefore, we, following this good folk tradition, should learn and accustom ourselves to remember either good things about each other or nothing! And returning to the situation I described, when grief set in, I received a prompt question from God: “What was good in your relationship”? And I began (with difficulty at first) to remember the good things that were there. And it turned out that there is quite a lot of this good, and even if it were not enough, I still should not try to “weigh” what outweighs, the good or what caused me grief. If I do this, if I “weigh,” then I myself create within myself those very “crooked” scales that God hates: Unequal weights are an abomination to the Lord, and untrue scales are not good. Prov. 20:23. As soon as I begin to “drive” some upsetting memory inside my memory, it begins to “gain weight” and becomes the very weight that will drag me down to the bottom of depression! That is why God, forgiving us personally, teaches us to extend this perfect forgiveness to each other in order to “erase”, destroy any opportunity for grief to destroy our souls and our relationships. But the habit, this property of memory, to “snatch” from the entire array of events and experiences exactly what caused us pain, as a reflexive, unconscious action, remains within us for a very long time (I don’t want to say for life). And if we learn to notice this behind ourselves, if we react and what not?

Другие песни исполнителя:

Все тексты пастор Назаров Дмитрий Андреевич

Верный ли текст песни?  Да | Нет